P2P кредитование пока не регулируется законодательно, но Нацбанк хочет это изменить
Национальный банк хочет урегулировать законодательно новый для Украины вид кредитования — P2P.
Справка: P2P (Peer-to-Peer) кредитование — это способ заимствования денег между людьми, не связанными между собой, без привлечения финансового посредника (банка, кредитного союза и т.п.). Обычно кредиты предоставляются с помощью онлайн-платформ посредников, которые берут комиссию за предоставление займов и инструментов проверки кредитоспособности.
В Украине пока только ПриватБанк запустил такую услугу. По состоянию на 1 апреля 2016 их объем оценивается в 1,5 млрд грн, за март прирост составил 0,6 млрд грн.
В то же время P2P кредитование не подпадает под действие Закона Украины "О банках и банковской деятельности" и не регулируется ни Национальным банком, ни другими регуляторами финансового рынка.
Без надлежащего регулирования указанная деятельность банков несет существенные риски через:
- отсутствие ответственности посредников;
- отсутствие обеспечения таких вкладов со стороны Фонда гарантирования вкладов физических лиц;
- инвестирование средств в кредиты заемщиков, кредитный риск которых определяется политикой самих банков и не регулируется Национальным банком;
- низкий уровень осведомленности населения о возможных рисков;
- осуществление банками опосредованного кредитования связанных лиц;
- неотражение таких операций в бухгалтерской отчетности банков.
Для решения этого вопроса Нацбанк предлагает банковскому сообществу, профессиональным ассоциациям, Комитету Верховной Рады Украины по вопросам финансовой политики и банковской деятельности и профильным ведомствам провести обсуждение и сформировать консолидированную позицию о том, как это регулирование должно осуществляться.
"Онлайн-сервисы с взаимного кредитования физических лиц, а также платформы по сбору финансирования для предприятий широко развиты в мире. На сегодня мировой объем такого кредитования оценивается в $64 млрд, а в 2020 году по оценкам аналитиков Morgan Stanley может достичь $300 млрд", — отметила заместитель Председателя Национального банка Екатерина Рожкова.
По ее словам, такие инвестиции являются более рисковыми по сравнению с банковскими вкладами, учитывая, что нет государственной гарантии возврата средств, а в заемщиках появляются лица, которые оказались не в состоянии привлечь средства за меньшую плату у банков.