Государственный скандал. Кто хочет поделить “Спецпорт “Октябрьск”

Государственный скандал. Кто хочет поделить “Спецпорт “Октябрьск”

В Николаеве опять скандал: морпорт “Октябрьск”, который за два года из убыточного стал успешным и прибыльным, пытаются прибрать к рукам, “распилить” и обескровить, чтобы через пару лет приватизировать по дешевке.

Именно к такому выводу пришли в порту, когда узнали, что Мининфраструктуры определилось с новым директором ГП “СМП “Октябрьск”, выбрав не Александра Басюка, который за 2 года превратил порт в процветающее предприятие, на котором средняя зарплата больше 10 тыс.грн., а перечисленные за год налоги составили порядка 140 млн. грн., а Сергея Сечкина, директора “Белгород-Днестровского МТП”. И это при том, что на заседании конкурсной комиссии, которая рассматривала конкурсные предложения кандидатов, было заявлено однозначно: Басюк — вне конкуренции, и финансовое состояние, планы и стратегия развития порта тому подтверждение.

Но видимо, умный и сильный на этом посту уже не нужен, и развивающийся порт не нужен. Потому что у некоторых, считающих себя временно “сильными мира сего”, есть другая идея. До примитивности не оригинальная: взять все и поделить. “Завести” в порт “три стивидорки” — под нужных людей, которые и задумали эту комбинацию.

Портовики считают, что дело даже не в Басюке. А в том, что происходящее — это возврат логики бизнеса времен Януковича. И, как тогда, теневые фигуранты “переформатирования” порта — нардепы и чиновники, обеспокоенные своим финансовым будущим после потери должностей и статусов.

Конечно, человеку, мало знакомому с морехозяйственной спецификой, сложно разобраться в оттенках и нюансах разворачивающихся событий, санкционированных “подводными камнями” в высоких кабинетах, поэтому обо всем и обо всех по порядку.

Что такое ГП “СМП “Октябрьск”

Территория порта — 178,8 га. Причем, в отличие от, например Никморпорта, “зажатого” городом, “Октябрьск” расположен в месте с хорошими перспективами территориального развития. Для обслуживания морских и речных судов порт использует 7 причалов общей длинной 1,53 км. Глубины возле причалов — 9,75 — 11,5 м. То есть, глубины и длинна причальной линии позволяют принимать суда длинной до 230 метров, шириной 32,5 метра, дедвейтом до 80 тыс.тонн. Осадка в порту лимитирована проходной глубиной БДЛК, которая составляет 10,3 метра.

В порту работает 24 портальных крана грузоподъемностью от 10 до 40 тонн. В парк малой механизации входит 157 погрузчиков, грузоподъемностью от 1,5 до 25 тонн.

Собственный портовый флот — 3 буксира. Грузы поступают через железнодорожную станцию “Жовтневая”, пропускная способность порта — 180 вагонов в сутки.

Спецморпорт “Октябрьск” расположен на левом берегу Днепро-Бугского лимана, заход судов в порт осуществляется по Бугско-Днепровско-лиманскому каналу (БДЛК). Расстояние от Очакова до порта “Октябрьск” — 37,6 морских мили.

Паспортная перерабатывающая способность порта — 2 570 тыс. тонн в год.

Александр Басюк, и.о. директора порта “Октябрьск”

Александр Басюк был назначен на должность руководителя ГП “СМП “Октябрьск” в июне 2013 года, сразу после его реорганизации. Тот год порт закончил с убытками в 28,5 млн. грн., единственное, что успел сделать за полгода новый руководитель — это избежать задолженности по зарплате и налогам и разработать план выведения предприятия из кризиса. И его антикризисная программа себя оправдала — следующий, 2014 год, порт закончил с перевыполнением всех плановых финансово-хозяйственных показателей, с чистой прибылью в 48,1 млн.грн., ростом зарплат. В Госбюджет за год перечислено 99 млн.грн. Каким образом? Благодаря оптимизации производственных процессов и привлечению новых грузов.

В 2015-м чистая прибыль порта составила уже порядка 190 млн.грн., за два года “Октябрьск” закупил 13 единиц новой техники, снова повысили зарплату работникам, перешли на альтернативное отопление — построили 6 пеллетных котельных. Кроме того, предприятие было отмечено как лучший крупный налогоплательщик среди предприятий — крупных плательщиков налогов всего южного региона.

За все это время ни одна ревизия или аудит финансово-хозяйственной деятельности госпредприятия не выявила нарушений, “достойных” хотя бы штрафа. Оценка госфинаудита — положительная. Оно и понятно — здесь одними из первых внедрили систему прозрачных госзакупок ProZorro.

В 2016 году порт планирует обработать 3 млн. тонн грузов, перечислить в бюджет 184,3 млн.грн.

Нужно отметить, что “Октябрьск” — спецморпорт, стратегическое предприятие, потому что часть грузов, которые идут через порт, — военного назначения. Со всеми вытекающими из этого сложностями, режимностью и т.д. Сейчас доля спецгрузов в перевалке порта — 0,5%, хотя все договорные обязательства сохраняются. Поэтому понятен масштаб проведенной работы для того, чтобы вывести порт на паспортные объемы перевалки, а затем превысить паспортные показатели.

Как вы заметили, мы не рассказываем об Александре Басюке, говорим только о результатах его работы на посту руководителя порта. Поэтому точно так же — через проделанную работу — скажем о том, кого Мининфраструктуры видит вместо него.

Сергей Сечкин, руководитель “Белгород-Днестровского морского порта”

По данным Администрации морских портов Украины (АМПУ), Белгород-Днестровский морской порт (Одесская область) по итогам 2014 года сократил перевалку грузов на 7,9% до 615 тыс. тонн по сравнению с предыдущим годом. Наливных грузов порт не обрабатывает.

Сухой грузопоток составил почти 60 тыс. тонн, что на 19,6% меньше, чем годом ранее. В частности, было перевалено 57 тыс. тонн строительных грузов.

Тарно-штучных грузов в прошлом году порт обработал 555 тыс. тонн, что на 6,4% меньше, чем в 2013 году. Почти все грузы — лесные — 537 тыс. тонн (-8,1%), также обработано 13 тыс. тонн контейнеров (262 единицы; годом ранее такого груза не было).

Что еще добавить к этой короткой характеристике? Может, просто Сечкину достался плохой порт — не тот масштаб, развернуться негде? Может, как раз спецпорту “Октябрьск” он хочет “оставить свой след на земле”? Тогда вернемся к конкурсу на замещение вакантной должности директора ГП “СМП “Октябрьск” и к тем конкурсным предложениям, которые подали кандидаты.

Конкурс

О том, как проходил конкурс на замещение вакантной должности директора ГП “СМП “Октябрьск”, рассказал на своей странице в Фейсбуке непосредственный участник и свидетель этих событий Руслан Олейник, заместитель директора порта по экономике и финансам.

“На прошлой неделе, 21 января, состоялось заседание постоянно действующей комиссии Министерства инфраструктуры Украины для проведения конкурсного отбора на должность директора ГП “Специализированный морской порт “Октябрьск”, в котором участвовало 11 человек.

Если говорить об участниках, то практически все предлагаемые модели передачи основных фондов предприятия были арендой, только в разных ее формах. Причем самое интересное, каждый кандидат понимал: морская отрасль Украины имеет конкретную транспортную стратегию, где четко указано, что приоритетом на сегодня являются приватизация и концессия. Да, арендные отношения не запрещены законодательно, но приватизация или концессия наиболее выгодны государству как собственнику, ожидающему прибыль от своих активов.

В конце конкурса сложилось впечатление, что кандидаты предоставляли комиссии свои возможности, варианты и сроки по разделению (распилу) Государственного предприятия на части. А комиссия должна была определить самого ловкого. Хотя, многие члены комиссии, в том числе голова комиссии, не разделяли мнения участников конкурса”, — считает Руслан Олейник.

Разительно отличались и презентации, поданные Басюком и Сечкиным. У Басюка — серьезный труд, более 60 страниц анализа всего морского хозяйства страны, места порта “Октябрьск”, возможных вариантов развития, рисков, краткосрочная стратегия, длительная стратегия, с учетом разного развития экономической ситуации в стране, оптимистичный и “пессимистичны”, то есть, реалистичный вариант, конкретные расчеты, схемы, диаграммы. Стратегический план, предложенный Басюком, предусматривает привлечение частных инвестициях на условиях договоров концессии, договоров о совместной деятельности и аренды. Цель — максимальная выгода для государства от привлечения частных капиталов. Причем, по первоочередному плану реформирования, предложенного Басюком, концессия по эксплуатации за короткое время позволит увеличить мощности порта до 5 120 тыс. тонн и привлечь инвестиции в размере 12,7 млн. долларов. И это только малая часть подробного плана, с которым каждый может ознакомиться сам тут.

Басюк все-таки ставит на разные виды концессии, потому что, как определил Руслан Олейник, “аренда — скрытое отчуждение основных фондов. Грубо говоря, арендатор просто использует имущественные комплексы предприятия в очень коротком периоде времени, но при этом без права строительства инфраструктурного элемента, а соответственно — и без особого желания”. А “концессия на управление или строительство — наиболее законный, правильный и честный способ сотрудничества, потому что представляет собой передачу в пользование комплекса прав на четко прописанной в соглашении возмездной основе. Как по мне, это наиболее полезная для государства форма”, — считает заместитель директора по экономике и финансам.

Что же предложил Сечкин? Слово очевидцу. “В проектном предложении победителя слишком мало или вообще нет чего-то того, что могло бы соответствовать постановлению Кабинета Министров Украины от 3 сентября 2008 года № 777. Во время заслушивания его доклада лично у меня было такое мнение, что данное предложение могут вообще отклонить от рассмотрения. Ни я, ни члены комиссии не увидели и не услышали ни единого расчета, ни единого аргументированного тезиса о четком и разумном векторе развития.

Но господин Сечкин дал понять, что хорошо знает, как раздать быстро в аренду активы компании, причем приводил в пример “удачное” разрешение ситуации на примере “Белгород-Днестровского МТП”.

Да, на примере “Белгород-Днестровского МТП”, может быть, такой “вариант” и приемлем, учитывая экономическое положения предприятия до передачи в аренду. И что изменилось за год, где обещанные инвестиции, где дополнительный грузопоток (главная инвестиция)? Исторический грузопоток — лес, — который мог бы обрабатывать сам Белгород-Днестровский порт просто перешел к арендатору.

В ГП “СМП “Октябрьск” кардинально противоположная ситуация: предприятие прибыльное, предприятие в списке стратегических предприятий Украины, перевыполняющее показатели финансового плана по всем доходным статьям на протяжении последних трех лет. И в наше не простое для государства время является лучшим плательщиком налогов по области.

Я как председатель профсоюза работников не желал бы “Белгород-Днестровского” сценария предприятию, где работают мои коллеги, поэтому критерий выбора комиссии вызывает, мягко говоря, недоумение. Остается надеяться, что произошла ошибка, и информация на сайте Министерства выставлена в искаженной форме”.

Вот конкурсные предложения Сечкина.

В порту действительно недоумевают, почему двухстраничное абстрактное и ни к чем не привязанное “размышление” Сечкина признано “лучшим конкурсным предложением”. Там также уверены, что расчленение монолитного преуспевающего предприятия на части еще никогда не приводило и сейчас не приведет к увеличению его эффективности. И “кто ответит за попытку распила прибыльного госпредприятия? Почему не преобразуется форма собственности в первую очередь убыточных компаний? Почему конкурс выиграло предложение, явно не соответствующее ни одному из ключевых требований? Хотелось бы обратиться с этими вопросами к тем людям, которые стоят за принятым решением”.

 



Кто стоит за Сечкиным

Дело, конечно, не в Сечкине. Дело в том, что заказчику задуманной схемы нужен послушный, безропотный исполнитель. Вопрос, кто инициатор этой схемы. В порту не сомневаются, что идея “арендного распила” исходит от бывшего руководителя порта, а ныне народного депутат Бориса Козыря. Естественно, даже народному депутату одному такое дело не по плечу. Поэтому взгляды портовиков устремлены на Николаевскую ОГА, которая, кстати, должна согласовать нового руководителя. Наверняка есть свои люди и в Мининфраструктуры. Там теперь тоже борьба за “сладкую” должность — министр Пивоварский подал в отставку, а пока нового нет, самое время для таких вот “интересных решений”.

Но решение даже конкурсной комиссии — еще не точка. Нового директора ГП “СМП “Октябрьск”, стратегического, напоминаем, предприятия, должен утвердить Кабмин. “Теневые участники процесса” в частных беседах дают понять, что “уже все решено”. Не исключено, что выдают желаемое за действительное. А если нет? Знает ли об этом Яценюк? А если знает?

Таким образом Николаев может стать отправной точкой для масштабного антикоррупционного расследования. Итоги его пока неизвестны, но с уверенностью можно сказать: результат серьезного расследования похоронит не одну политическую карьеру.

А мы будем следить за ситуацией.

Оксана ТИХОНЧУК

 
 
 

Стрічка новин